Кому можно изучать каббалу?

Теоретически, каждый мог бы изучать каббалу. Каббала – внутренняя мудрость творения, открытая нам Богом, чтобы приблизить нас к Нему. Ясно, Всемогущий хочет, чтобы каждый приблизился к Нему, насколько это возможно. Поэтому каббала важна для всех людей.

Тем не менее, важно разъяснить, что каждый из нас должен изучать каббалу на своем уровне, что, вопреки общему заблуждению, не имеет отношения к возрасту, полу или каким-либо другим мнимым ограничениям.

Хотя есть мнение, что не следует начинать занятия каббалой до сорока лет, многие великие учителя каббалы и хасидизма были исключениями из общего правила. Некоторые из величайших каббалистов – Ари, раби Моше Хаим Луццато (Рамхаль), раби Нахман из Бреслава – даже не дожили до 40 лет[1]! Они начинали изучать каббалу еще в раннем возрасте. В каббале и хасидизме известно, что признаком прихода Машиаха является то, что малые дети будут изучать и обсуждать тайны Торы13.

Причина ограничений на возраст, подходящий для изучения каббалы, была в том, что до 40 лет человек еще неустроен или неподготовлен. Как говорят мудрецы: «К 40 годам человек достигает понимания14», качества, связанного с возможностью невозмутимо регулировать жизненные взлеты и падения. По словам тех, кто накладывает ограничения на возраст, к 40 годам кровь успокаивается, и человек не так быстро возбудим и не толкует вопросы неуравновешенно, впадая в крайности. Из этого мнения, что изучение каббалы может (и должно) быть отложено на поздний период жизни, следует, что внутренняя мудрость Торы есть просто привилегия тех, кто уже доказал свои хорошие качества.

Однако со временем стало ясно, что без изучения внутренних аспектов Торы мало шансов, что человек когда-либо достигнет состояния уравновешенности и внутреннего спокойствия15. Изучение каббалы, особенно через хасидизм, больше не является роскошью, в которую человек может погрузиться, решив однажды стать каббалистом. Каббала стала необходимой частью интеллектуального здоровья, психологического и поведенческого развития каждого человека.

Хасидизм объясняет нам драму сотворения Богом вселенной. Это похоже на игру в прятки. В этой Божественно инспирированной игре Бог скрывает Себя, но хочет, чтобы мы искали Его. Обещая нам, что если мы ищем Его всем сердцем и всей душою, то, в конце концов, найдем Его.

Поиски – изучение каббалы. Это изучение можно начинать с момента, когда человек понял, что в этом мире есть нечто большее, невидимое глазу, а это может произойти в очень раннем возрасте.

Другая причина, почему некоторые авторы предостерегают от изучения каббалы в раннем возрасте, состоит в том, что были случаи в еврейской истории, и относительно недавно, когда очень тяжелые события происходили в результате непонимания и неправильного использования каббалы. Например, в 17-ом веке, Шабтай Цви (1626 – 1676) объявил себя Машиахом, основывая свои претензии и свое учение на неправильном толковании каббалы. До того как было подтверждено, что он обманщик, он принес значительные убытки и духовные страдания значительной части европейского еврейства.

Это одна из причин, почему Бааль Шем Тов разъяснял новые аспекты Торы. Он объяснял каббалу таким способом, который делал ее доступной каждой душе и который исключал все возможности неправильного толкования. По этой причине, хасиды советуют изучение каббалы начинать с изучения хасидизма. Если начинать изучение каббалы должным образом, то нет опасности. Тогда, считают хасиды, нет также и возрастного барьера или других ограничений на изучение каббалы.

В действительности, каббала помогает исполнять Обязанности Сердца – шесть постоянных заповедей, указанных Торой, которые включают веру в Божественное Вездесущие и Божественное Провидение, любовь и благоговейный страх перед Богом16. Эти заповеди относятся к мужчинам, женщинам и детям. Фактически, эти заповеди – главный фактор воспитания детей, образуя основу очищенного состояния сознания, которое легче создать, когда ребенок юн, и гораздо труднее достичь в зрелом возрасте.

Подлинное переживание веры, любви и страха зависят от умственных процессов, которые приходят с изучением внутренних аспектов Торы.

Рамбам – великий философ и кодификатор 613 заповедей Торы (11-ый век) – начинает свою классическую работу Мишне Тора с указанных заповедей. Он утверждает: чтобы достичь любви к Богу и страха перед Богом, нужно размышлять о чудесах творения и процессе творения. Маймонид жил до публикации Зоара. Тем не менее, ему было ясно, что каждый человек обязан пытаться и раскрывать тайны творения, потому что это усиливает веру в Бога и возбуждает в сердце чувства любви и благоговейного страха17.

Поэтому каббалу и хасидизм учат ради выполнения указанных Обязанностей Сердца, имеющих отношение к исполнению всех заповедей.

Изучение более технических аспектов Каббалы может и не вызвать сразу в сердце чувства любви и страха. Однако этот временный недостаток можно восполнить изучением хасидских текстов. Как упомянуто во введении, Тания, основополагающий и классический текст, приземляет абстрактные и часто непонятные формулировки классической каббалы и выражает их в терминах обычного человеческого опыта[2]. В действительности же, ясная цель хасидских текстов пробудить в сердце чувства любви и страха18.

Конечно, любой предмет следует изучать на доступном для ученика уровне. Есть бесконечно много уровней понимания. Следует начинать с уровня, подходящего ученику, а затем продвигаться дальше.

Каббала – часть еврейской традиции, поэтому часто ошибочно полагают, что она не подходит для нееврея. Однако большая часть каббалы относится ко всем людям, поскольку она вызывает в каждом человеке желание знать и служить Одному Богу, как заповедано в Торе для всего человечества.

Ясно, неевреям, чтобы изучать каббалу, которая, в конце концов, есть внутреннее выражение еврейской веры, нужно осознавать, что получение этой мудрости идет через Тору и еврейский народ, и нужно принять на себя обязательство служить Одному Богу Израиля и жить в соответствии с заповедями, данными Богом Ноаху для всех людей19.


[1] А лидер литовского направления, Гаон из Вильно, например, уже в 12 лет владел кабалой на таком уровне, что мог создать Голема, искусственного человека, но пришел к выводу, что лучше это не делать. – Г.С.

[2] Однако и Тания – глубокий текст, который очень часто неправильно понимают и толкуют. – Г.С.

Примечания

13. См. Средний ребе, Торат Хаим, Шмот 99b, и в др. местах.

14. Мишна Авот 5:21.

15. В хасидизме, каббалу символизируют как соль, которая имеет особое качество – «освежать плоть» (Брахот 5а и Маарша, там же), т.е. успокаивает кровь. См. также раби Шнеур Залман, Ликутей Тора, Ваикра 3d и следующие стр., Цемах Цедек, ОР а-Тора, Ваикра, стр. 226 и дальше.

16. См. стр. 37 и последующие.

17. Мишнэ Тора, Гилхот Йесодей а-Тора 2:2.

18. См., например, Тания, гл.16.

19. Семь заповедей, известных как Законы сыновей Ноаха: запрет прелюбодеяния, убийства, воровства, идолопоклонства, богохульства, запрет есть плоть живого животного, и обязанность установить коллективную правовую систему. Эти заповеди, их внутреннее значение и духовные пути нееврея, обсуждаются в деталях в книге «Каббала и Медитация для всех» (Kabbalah and Meditation for the Nations).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>