Древнее Откровение

Первым, кто посвятил свою жизнь поискам и приближению к Богу, был Авраам. Благодаря его величайшему самопожертвованию, многие глубокие секреты творения были открыты ему, позволяя ощутить то, что было для него самым желанным, – близость и смысл единения с  Творцом. Самый первый классический текст каббалы Сефер Йецира (Книга Творения) приписывается Аврааму.

Этот основной текст каббалы вводит понятие тридцати-двух путей мудрости, которые Бог, а впоследствии и человек, задействовал в процессе творения4. Тридцать два пути мудрости состоят из:

  • Десять сфирот – десять эманаций Божественного Света, которые питают энергией процесс творения и определяют его параметры.
  • Двадцать две буквы алфавита – строительные блоки творения и каналы, через которые Божественное сознание переходит в творение.

Авраам передал эту мудрость своему сыну, Ицхаку, а тот – своему сыну Яакову, от которого ее унаследовали двенадцать его сыновей, прародители Двенадцати колен Израиля. Через семь поколений после Авраама сыны Израиля удостоились получить Тору на горе Синай. Тора содержит не только указания для жизни в соответствии с волей Бога, но в ней также скрыт план, который Всемогущий использовал при создании вселенной и всего, что в ней.

Поэтому Тора имеет два аспекта: открытое содержание и скрытое, на которые часто ссылаются как на тело Торы и ее душу5:

  • · Тело Торы (гуфей Тора6) содержит законы, управляющие нашим повседневным поведением. Эти законы выражают волю Бога для нашего максимального и абсолютного добра в этом мире и в Будущем мире. Этот аспект Торы называется также открытой Торой (нигле).
  • · Душа Торы (нишмета де`орайта), т.е. каббала, содержит тайны, относящиеся к Богу, как Творцу, к процессу творения и Божественному Провидению над сотворенным. Тайны Торы обладают многими измерениями тайного, и тайного внутри тайного. Этот аспект Торы называется скрытой Торой (нистар)7.

Бог дает нам понимание двух аспектов Торы, потому что хочет, чтобы мы стали Его соучастниками в процессе творения8 и оказались достойными получения конечной награды как Его соучастники. Мы становимся таковыми, когда свободно выбираем соответствие нашей воли с Его волей. Это предполагает приверженность к жизни по заповедям Торы, погружение в ее тайны и посвящение всей жизни, как это делал Авраам, тому, чтобы привнести в мировое сознание трансцендентный и бесконечный свет, видимый в начале творения, но затем скрытый от человека9.

Примечания

4. Сефер Йецира 1:1

5. Эта терминология основана на каббалистической литературе. Ср. Зоар III, 152а.

6. Мишна Хагига 1:8.

7. Псахим 119а; Хагига 13а и многочисленные употребления слова в Зоаре.

8. Мудрецы говорили: «Если праведник захочет, он может сотворить мир» (Санхедрин 65б). Здесь «праведник» относится к тем святым людям, которые действительно заслужили очищение и следуют только путями Всемогущего.

9. «Сказал раби Элазар: Свет, который Бог сотворил в первый день творения, позволял видеть от одного конца вселенной до другого. Когда Бог увидел, что нечестивцы совершают в поколении Потопа и в поколении Вавилонский башни, Он скрыл этот свет. Мы учим это из стиха: Не допустил нечестивцев получить свет (Иов 38:15). А для кого Он хранит его? Для праведных. Мы учим это из стиха: И увидел Бог свет, что он хорош (Берешит 1:4). А праведник называется хорошим, как в стихе: «Провозгласите, что праведник хорош» (Исайя 3:10)» Хагига, 12а.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>