Каббала – внутренний аспект Торы в широком смысле: и письменной Торы (Танаха), и устной Традиции. Более того, каббала содержит глубочайшее объяснение тайн Торы.
В частности, каббала состоит из пророчества и мудрости7. Исторически, каббала возникла из явления пророчества, которое существовало в иудаизме более чем тысячу с половиной лет, начиная с Авраама (20-ый век до н.и.) и продолжалось до периода Второго Храма (4-ый век до н.и.). К сожалению, природа пророчества обычно вульгаризируется. Хотя пророчество включает предвидение будущего, его главной целью всегда было видение Божественного. Через пророчество Бог открывает Себя и Свою волю человеку8.
Дух пророчества, которым были наделены отдельные пророки, продолжал защищать и вдохновлять еврейский народ как общину и после разрушения Первого Храма. Но этот дух больше не проявлялся открыто. Вместо этого, понимание Бога открылось в мудрости устной Торы (устной Традиции), в раввинском учении, которое начало развиваться с периода Второго Храма и продолжается в наши дни. Одно из главных различий между мудростью и пророчеством состоит в том, что мудрость дается тому, кто учится и развивает свои рациональные способности («мудрость дается мудрому»9). И тот, кто посвятит достаточно много усилий поискам истины, будет, конечно, вознагражден знаниями большими, чем мог представить себе сначала10. А дух пророчества не может совершенно оставить нижний мир ни ради мудрости, ни ради праведности (хотя они, конечно, необходимые условия для получения пророчества). Он всецело в руках Бога, и по природе своей иррационален.
Поэтому сущность каббалы можно описать как объединение рационального интеллекта (мудрость устной Торы) с иррациональным (пророческим духом, сохранившимся и в наши дни).
Со времени дарования Торы на г. Синай скрытые аспекты Торы – Каббала – были известны только священникам и пророкам. Но когда пророчество прекратилось, и Храм был разрушен, началась новая эпоха. Приблизительно в конце первого века раби Шимон бар Иохай, называемый также по акрониму – Рашби, получил силу и согласие Небес открыть своим ученикам внутреннюю мудрость Каббалы.
Рашби представил и объяснил наиболее важную каббалистическую модель – десять сфирот. Эти сфирот – истечения (эманации) Божественного света, или энергии, которые находятся в сердцевине всего, что есть в нашем мире. Рашби открыл действие каждой сфиры (ед. число от сфирот), показывая, как сфирот проявляют себя в каждом стихе Торы и в каждом явлении природы. Его учение содержится в выдающемся классическом тексте каббалы, в Сефер а-Зоар (Книга Сияния), называемой также просто Зоар.
Приблизительно тысячу лет после смерти раби Шимона бар Иохая учение Зоара скрытно передавалось от одного каббалиста другому. В каждом поколении только немногие ученые Торы считались достойными, чтобы хранить это учение.
Но в 13-ом веке Зоар стали распространять открыто. В это время в Испании раби Моше де Леон (1240 – 1305), каббалист, получивший копию Зоара от предыдущих поколений, решил сделать его доступной книгой. Однако очень немногие смогли понять это учение. В последующие 250 лет многие каббалисты пытались снабдить Зоар концептуальной (понятийной) структурой, с помощью которой проводились тематически несвязанные и очень символические уроки Зоара.
Никто не добился такого успеха, как известный талмудический ученый и каббалист раби Моше Кордоверо из Цфата (1522 – 1570), более известный под именем Рамак. Целью Рамака было добиться рациональной систематизации всей каббалистической мысли того времени, и, в частности, учения Зоара.
В своем главном труде (magnum opus) Пардес Римоним (Гранатовый Сад) Рамак показал внутреннее единство каббалистической традиции, связав различные, часто кажущиеся противоречивыми, учения скрытой мудрости в логически последовательную систему.
Основа его системы состоит в детальном описании того, как Бог посредством десяти сфирот выделил конечную реальность из недоступной области бесконечного Божественного Света, называемого Ор Эйн Соф (бесконечный свет).
Почти сразу после кончины Рамака, раби Ицхак Лурия (1534 – 1572), называемый обычно – святой Ари, или Аризаль, начал новую эпоху в раскрытии каббалы. Ари родился в Иерусалиме, но впоследствии переехал в Египет, где сразу был признан как талмудический гений. Познав тайны каббалы у одного из своих учителей, Ари часто посвящал много времени одинокой медитации. Во время одного из мистических видений пророк Элияу сказал Ари, чтобы он вернулся в Землю Израиля, где в г. Цфат он должен встретить человека, предназначенного стать его главным учеником и толкователем его учения.
В соответствии с традицией, Ари прибыл в Цфат в день похорон Рамака. Присоединившись к похоронной процессии, он увидел столб огня над телом Рамака, и это было знаком, что Ари должен унаследовать ведущее положение умершего.
Ари терпеливо ждал полгода, не предпринимая никаких открытых действий, пока предназначенный ему ученик, раби Хаим Виталь (1543 – 1620), не пришел к нему учиться. После этого Ари прожил только два года (он умер в возрасте 38 лет), но за этот короткий период он смог раскрыть совершенно новые пути и глубины, в частности, в изучении Зоара и, в целом, в изучении внутренних аспектов всех частей Торы. Его видение было настолько существенным, что и в наши дни изучение каббалы, фактически, синоним изучения трудов Ари.
В центре системы Ари – совершенно новое описание развития реальности. В отличие от Рамака, который, видимо, считал силы творения автономными и линейно развивающимися эволюционным образом, Ари рассматривал совокупность сил в активном диалоге между собой на каждой стадии эволюции. Он не описывал сфирот как нульмерные точки или даже нульмерные линии, или хорды, но как сложные и динамически взаимодействующие сущности, называемые парцуфим (личности), каждая из которых имеет свой символический человекоподобный характер.
Согласно Ари, творческие силы существуют как скрытые внутренние аспекты реальности (облеченные в реальность) и продолжающие взаимодействовать с реальностью, непрерывно реагируя на поведение человека в постоянном конфликте добра и зла. На этом пути воздействия человеческой деятельности на сфирот – каналы, проводящими Божественную энергию в мир – они могут облегчать или затруднять движение творения к конечному запланированному состоянию совершенства.
Следующим после Ари учителем, кто привнес качественные изменения в развитие каббалистической мысли, был раби Исраэль Бааль Шем Тов (1698 – 1760). Родившийся в Подолии, на западной Украине, Бааль Шем Тов посвятил ранние годы жизни облегчению физических и духовных страданий знакомых ему евреев, и в то же время занимался тайнами каббалы со скрытыми мистиками, нистарим. В 1734 г. он проявил себя как каббалист и целитель и приступил к созданию общедоступного движения, которое должно было оживить духовную жизнь евреев по всей Европе. Это движение стало называться Хасидут (или Хасидизм). Внутренне оно опиралось на древнюю традицию каббалы, а внешне придавало новое значение простому и радостному служению Богу, в частности, молитве и добрым делам11.
Ученики Бааль Шем Това, особенно, раби Шнеур Залман из Ляд (1745–1812) – автор Тании и основатель хасидского движения Хабад – были теми, кто разъяснил его глубокое толкование каббалистической мысли. В хасидском понимании абстрактным и часто недоступным формулировкам классической каббалы была придана новая форма с помощью изобразительного языка и познаний о душе и психике человека. Используя внутренний опыт личности в качестве аллегорической модели для постижения глубоких тайн мира, хасидут смог возвысить представления простого еврея и расширить понятийную структуру каббалистической мысли.
Часто представляют хасидут как движение, существующее вне принятого, главного течения каббалы. Однако Бааль Шем Тов не только повлиял на каббалистическую мысль, но и поднял каббалу до высшего исторического уровня по ясности понятий и силе влияния на жизнь простого еврея. Каббалистические знания до Бааль Шем Това назывались «душа Торы»12, а хасиды стали называть свое движение «душа внутри души»13.
7. Подробнее об этом см. стр.34
8. Как сказано в стихе: «И Я говорю пророкам, и умножаю их видения, и через пророков Мой образ раскрывается» (Ошеа 12:11).
9. Даниэль 2:21.
10. Мудрецы говорят, что если кто-то скажет: «Трудился и не нашел» – не верь, «Не трудился и нашел» – не верь, «Трудился и нашел» – поверь! (Мегила 6б).
11. Как говорит Мишна: «На трех основаниях держится мир – на Торе (изучении Торы), Богослужении (молитве) и на добрых делах» (Авот 1:2).
12. Нишмета де-Орайта (см. Зоар III, 152а).
13. Нишмета ле-Нишмета.