Раскрытие Каббалы

Каббала – внутренний аспект Торы в широком смысле: и письменной Торы (Танаха), и устной Тради­ции. Более того, каббала содержит глубочайшее объясне­ние тайн Торы.

В частности, каббала состоит из пророчества и муд­рости7. Исторически, каббала возникла из явления проро­чества, которое существовало в иудаизме более чем ты­сячу с половиной лет, начиная с Авраама (20-ый век до н.и.) и продолжалось до периода Второго Храма (4-ый век до н.и.). К сожалению, природа пророчества обычно вульгаризируется. Хотя пророчество включает предвиде­ние будущего, его главной целью всегда было видение Божественного. Через пророчество Бог открывает Себя и Свою волю человеку8.

Дух пророчества, которым были наделены отдель­ные пророки, продолжал защищать и вдохновлять еврей­ский народ как общину и после разрушения Первого Храма. Но этот дух больше не проявлялся открыто. Вме­сто этого, понимание Бога открылось в мудрости устной Торы (устной Традиции), в раввинском учении, которое начало развиваться с периода Второго Храма и продол­жается в наши дни. Одно из главных различий между мудростью и пророчеством состоит в том, что мудрость дается тому, кто учится и развивает свои рациональные способности («мудрость дается мудрому»9). И тот, кто посвятит достаточно много усилий поискам истины, бу­дет, конечно, вознагражден знаниями большими, чем мог представить себе сначала10. А дух пророчества не может совершенно оставить нижний мир ни ради мудрости, ни  ради праведности (хотя они, конечно, необходимые условия для получения пророчества). Он всецело в руках Бога, и по природе своей иррационален.

Поэтому сущность каббалы можно описать как объе­динение рационального интеллекта (мудрость устной Торы) с иррациональным (пророческим духом, сохра­нившимся и в наши дни).

Со времени дарования Торы на г. Синай скрытые аспекты Торы – Каббала – были известны только священ­никам и пророкам. Но когда пророчество прекратилось, и Храм был разрушен, началась новая эпоха. Приблизи­тельно в конце первого века раби Шимон бар Иохай, на­зываемый также по акрониму – Рашби, получил силу и согласие Небес открыть своим ученикам внутреннюю мудрость Каббалы.

Рашби представил и объяснил наиболее важную каббалистическую модель – десять сфирот. Эти сфирот – истечения (эманации) Божественного света, или энергии, которые находятся в сердцевине всего, что есть в нашем мире. Рашби открыл действие каждой сфиры (ед. число от сфирот), показывая, как сфирот проявляют себя в ка­ждом стихе Торы и в каждом явлении природы. Его уче­ние содержится в выдающемся классическом тексте каббалы, в Сефер а-Зоар (Книга Сияния), называемой также просто Зоар.

Приблизительно тысячу лет после смерти раби Шимона бар Иохая учение Зоара скрытно передавалось от одного каббалиста другому. В каждом поколении только немногие ученые Торы считались достойными, чтобы хранить это учение.

Но в 13-ом веке Зоар стали распространять открыто. В это время в Испании раби Моше де Леон (1240 – 1305), каббалист, получивший копию Зоара от предыдущих по­колений, решил сделать его доступной книгой. Однако очень немногие смогли понять это учение. В последую­щие 250 лет многие каббалисты пытались снабдить Зоар концептуальной (понятийной) структурой, с помощью которой проводились тематически несвязанные и очень символические уроки Зоара.

Никто не добился такого успеха, как известный талмудический ученый и каббалист раби Моше Кордоверо из Цфата (1522 – 1570), более известный под именем Ра­мак. Целью Рамака было добиться рациональной систе­матизации всей каббалистической мысли того времени, и, в частности, учения Зоара.

В своем главном труде (magnum opus) Пардес Ри­моним (Гранатовый Сад) Рамак показал внутреннее единство каббалистической традиции, связав различные, часто кажущиеся противоречивыми, учения скрытой мудрости в логически последовательную систему.

Основа его системы состоит в детальном описании того, как Бог посредством десяти сфирот выделил ко­нечную реальность из недоступной области бесконеч­ного Божественного Света, называемого Ор Эйн Соф (бесконечный свет).

Почти сразу после кончины Рамака, раби Ицхак Лу­рия (1534 – 1572), называемый обычно – святой Ари, или Аризаль, начал новую эпоху в раскрытии каббалы. Ари родился в Иерусалиме, но впоследствии переехал в Еги­пет, где сразу был признан как талмудический гений. По­знав тайны каббалы у одного из своих учителей, Ари часто посвящал много времени одинокой медитации. Во время одного из мистических видений пророк Элияу ска­зал Ари, чтобы он вернулся в Землю Израиля, где в г. Цфат он должен встретить человека, предназначенного стать его главным учеником и толкователем его учения.

В соответствии с традицией, Ари прибыл в Цфат в день похорон Рамака. Присоединившись к похоронной процессии, он увидел столб огня над телом Рамака, и это было знаком, что Ари должен унаследовать ведущее по­ложение умершего.

Ари терпеливо ждал полгода, не предпринимая ни­каких открытых действий, пока предназначенный ему ученик, раби Хаим Виталь (1543 – 1620), не пришел к нему учиться. После этого Ари прожил только два года (он умер в возрасте 38 лет), но за этот короткий период он смог раскрыть совершенно новые пути и глубины, в частности, в изучении Зоара и, в целом, в изучении внут­ренних аспектов всех частей Торы. Его видение было на­столько существенным, что и в наши дни изучение каббалы, фактически, синоним изучения трудов Ари.

В центре системы Ари – совершенно новое описа­ние развития реальности. В отличие от Рамака, который, видимо, считал силы творения автономными и линейно развивающимися эволюционным образом, Ари рассмат­ривал совокупность сил в активном диалоге между собой на каждой стадии эволюции. Он не описывал сфирот как нульмерные точки или даже нульмерные линии, или хорды, но как сложные и динамически взаимодействую­щие сущности, называемые парцуфим (личности), каждая из которых имеет свой символический человекоподоб­ный характер.

Согласно Ари, творческие силы существуют как скрытые внутренние аспекты реальности (облеченные в реальность) и продолжающие взаимодействовать с ре­альностью, непрерывно реагируя на поведение человека в постоянном конфликте добра и зла. На этом пути воз­действия человеческой деятельности на сфирот – каналы, проводящими Божественную энергию в мир – они могут облегчать или затруднять движение творения к конеч­ному запланированному состоянию совершенства.

Следующим после Ари учителем, кто привнес каче­ственные изменения в развитие каббалистической мысли, был раби Исраэль Бааль Шем Тов (1698 – 1760). Родив­шийся в Подолии, на западной Украине, Бааль Шем Тов посвятил ранние годы жизни облегчению физических и духовных страданий знакомых ему евреев, и в то же время занимался тайнами каббалы со скрытыми мисти­ками, нистарим. В 1734 г. он проявил себя как каббалист и целитель и приступил к созданию общедоступного движения, которое должно было оживить духовную жизнь евреев по всей Европе. Это движение стало назы­ваться Хасидут (или Хасидизм). Внутренне оно опира­лось на древнюю традицию каббалы, а внешне придавало новое значение простому и радостному служению Богу, в частности, молитве и добрым делам11.

Ученики Бааль Шем Това, особенно, раби Шнеур Залман из Ляд (1745–1812) – автор Тании и основатель хасидского движения Хабад – были теми, кто разъяснил его глубокое толкование каббалистической мысли. В ха­сидском понимании абстрактным и часто недоступным формулировкам классической каббалы была придана но­вая форма с помощью изобразительного языка и позна­ний о душе и психике человека. Используя внутренний опыт личности в качестве аллегорической модели для постижения глубоких тайн мира, хасидут смог возвысить представления простого еврея и расширить понятийную структуру каббалистической мысли.

Часто представляют хасидут как движение, сущест­вующее вне принятого, главного течения каббалы. Однако Бааль Шем Тов не только повлиял на каббалистическую мысль, но и поднял каббалу до высшего исторического уровня по ясности понятий и силе влияния на жизнь про­стого еврея. Каббалистические знания до Бааль Шем Това назывались «душа Торы»12, а хасиды стали называть свое движение «душа внутри души»13.

7. Подробнее об этом см. стр.34

8. Как сказано в стихе: «И Я говорю пророкам, и умножаю их видения, и через пророков Мой образ раскрывается» (Ошеа 12:11).

9. Даниэль 2:21.

10. Мудрецы говорят, что если кто-то скажет: «Трудился и не нашел» – не верь, «Не трудился и нашел» – не верь, «Трудился и нашел» – поверь! (Мегила 6б).

11. Как говорит Мишна: «На трех основаниях держится мир – на Торе (изучении Торы), Богослужении (молитве) и на добрых делах» (Авот 1:2).

12. Нишмета де-Орайта (см. Зоар III, 152а).

13. Нишмета ле-Нишмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>