Практическая каббала

Эта ветвь каббалы использует знания, чтобы непосредственно влиять на природу и события. Иногда это включает вызывание духовных сил и приказание им действовать в реальности. При этом используются такие техники как ритуальное заклинание с помощью Божественных Имен или такие Имена (или имена ангелов) пишут на специально приготовленных амулетах – камеях.

Из-за силы воздействия на добро и зло каббала маасит может использоваться только самыми святыми и ответственными людьми, и ни для каких иных целей, кроме как принести благо творению и ускорить реализацию в творении конечного желания Бога.

Аризаль, чье учение составляет сердцевину современной каббалистической доктрины, наставлял своих учеников избегать практической каббалы (кроме камей). Он считал такую практику запрещенной из-за отсутствия необходимого состояния ритуальной чистоты3.

Пока святой Храм стоял в Иерусалиме, можно было очиститься (от нечистоты, которая возникает при контакте с мертвым), используя пепел красной коровы4. В настоящее время у нас нет ни Храма, ни красной коровы, и невозможно очиститься так, как необходимо для ритуалов практической каббалы. Выполняемые ритуально нечистым человеком и без требуемой святости действия практической каббалы могут быть исключительно вредными для всех вовлеченных в ритуал. Запрет Ари, фактически, откладывает применение практической каббалы до времени, когда Храм будет восстановлен и необходимое состояние чистоты снова будет достижимым.

Храмовая служба была главной сферой деятельности, внутри которой развивались практические аспекты каббалы. Хотя вне Храмовой службы запрещалось даже произносить основное имя Бога, Гавайя5, ритуал провозглашения этого Имени был центральным в Храмовой службе, проводимой первосвященником в Йом Кипур, День Искупления, и это было источником практической традиции в каббале6. Кроме этого, предполагается, что различные другие святые Имена использовались священниками при службе в Храме7.

Подобно другим аспектам практической традиции, точное произнесение святых Имен и заклинания с их помощью передавались из поколения в поколение. В конце периода Второго Храма мудрецы решили из-за опасений неправильного использования заклинаний недостойными, что секреты произнесения Имен не должны более открываться – даже в Храмовой службе Имя было зашифровано в песне – а после разрушения Храма эти секреты были намеренно забыты8.

Запретом точного произнесения Божественных Имен мудрецы создали прецедент для тех, кто в последующих поколениях высказывались, как Ари, против применения практической каббалы.

(Опасения Ари оказались обоснованными: в последующие века появились движения, вызванные грубой выгодой или ложными верованиями, которые использовали практические техники псевдокаббалы и принесли вред вере и благополучию их последователей, подорвав доверие к законным занятиям каббалой.)

Скажем еще о практической каббале. Основываясь на принципе, установленном мудрецами – «состояние нечистоты есть также средство исправления»9, Бааль Шем Тов понимал, что в нашем нынешнем состоянии мы недостойны применять практическую каббалу. И это знак свыше, что мы теперь способны достичь более высокого уровня в Божественной службе. Он учил, что еврейская душа, «подлинная часть Бога»10, обладает силой влиять на реальность и чудесным образом изменять ход истории посредством простой веры, молитвы и добрых дел.

Поэтому Бааль Шем Тов учил, что нет больше нужды в практической каббале! Мир в целом, приближаясь к мессианскому времени, достиг более напряженного состояния сознания. Благодаря связи с истинными праведниками (цадиким) поколения, чьи души обладают чистым и святым сознанием и по сравнению с ними наши души искры, мы можем получить доступ к бесконечным запасам энергии, скрытой в наших душах, чтобы творить чудеса.

В будущем, с приходом Машиаха и построением Храма, чудеса станут естественными, а эзотерические знания обычными. Мы будем тогда чисты телом и духом, а непроизносимое Имя Бога станет неотъемлемой частью повседневного состояния нашего сознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>