Три системы Каббалы

Хасидская мысль указывает14, что развитие каббалы в отдаленной перспективе следует по пути, на котором основное значение приобретают три различные концеп­туальные схемы каббалы: развитие (השתלשלות), облачение (התלבשות) и всеприсутствие (השראה). Они соответствуют учениям Рамака, Аризаля и Бааль Шем Това.

В эволюционной схеме (не путать с научной тео­рией того же названия) сложность нашей реальности описывается как развертывающаяся в причинно-следст­венном процессе из Абсолютного Единства Творца. В любой момент времени состояние мира можно сравнить с цепью, состоящей из многих звеньев, первым из кото­рых является Творец. Хотя Рамак был мистик, черпаю­щий свое вдохновение из поэтической образности Зоара, концептуальное использование эволюционной пара­дигмы позволило ему представить главные темы Каббалы на полуфилософском языке. Он полагал, что специаль­ный диалект философского обсуждения явля­ется наибо­лее эффективным для описания процесса, ко­торому при­сущи последовательная логика и связность ар­гументов.

Аризаль перешел от каббалистической парадигмы эволюционного развития к модели мгновен­ного взаимо­действия – облачения. Облачение рассматривает каждый слой реальности как предназна­ченный одеться в другой слой, например: душа оказыва­ется точно внутри тела. Сердцевина не просто предшествует оболочке и важнее ее, но также наделяет ее жизненной силой и энергией для ее существования. Следовательно, облачение похоже на биологическую картину реальности, главное в которой жизненные си­лы и энергетические изменения, определяющие форму мира. Перевоплощение душ (реинкарнация), бывшее одним из главных интересов Аризаля, которое мы обсудим дальше, дает пример каббалистической темы, связанной с облачением. Эта тема хорошо известна, но она не занимала важного места в учении Рамака, и, как мы объясним, рассматривалась лишь ограниченно в кон­тексте учения Бааль Шем Това.

Наконец, третья и наиболее развитая каббалистическая парадигма, введенная Бааль Шем Товом, основана на хасидском выделении идеи постоянного всеприсутствия Всемогущего, что влечет необыкновенную эквивалентность между Богом и Творением, как это выражено в хасидском высказывании: «Бог – все, и все – Бог». Правильное понимание этой идеи, особенно в ее отличии от догматов пантеизма, представляет возвышенное каббалистическое видение нашей предмессианской эпохи. Хотя системы Рамака и Ари имеют ключевое значение для развития нашего понимания отношения Бога к сотворенному, они – только ступени на лестнице сознания. Мы стремимся к полной свободе от нашего несовершенства и к способности видеть Бога повсюду, даже в нас самих, и хотим окончательно восстановить Его абсолютную и неотъемлемую власть над реальностью.

Технически, термин, используемый для описания парадигмы Бааль Шем Това, труден для перевода. Его корень15 означает всеобъемлющее проникновение высшей силы через нижние слои реальности. Как правило, в этом смысле, используется слово Шехина, означающее постоянное Присутствие в сотворенном мире. На обычном языке это слово обозначает вдохновение, предполагающее охват реальности некоторой большей энергией, поднимающей к экзистенциальной области, недостижимой другим образом. Когда всеприсутствие – каббалистическая парадигма, то понятие параллельной реальности, принятое у Аризаля, дает глубокое осознание проникновения Бога во все части реальности в равной мере. По мере того, как мы постепенно усваиваем парадигму Бааль Шем Това, усиливается осознание нашей идентификации с сотворенным Существом, наш интерес к прошлым реинкарнациям уменьшается, а наша озабоченность судьбой наших душ приобретает общий характер. Тогда наша духовная энергия оказывается сконцентрированной на судьбе нашего общества, народа, страны и, наконец, всего мира.

14. Раби Ицхак Исаак (Айзик) из Гомеля (около 1770 – до 1857), Маамар а-Шифлут веа-Симха (Трактат о Смирении и Радости). Раби Ицхак из Гомеля, один из выдающихся ученых своего времени, был главным раввином своего родного г. Гомеля на Украине. Преданный ученик первых трех лидеров Хабада, он был плодовитым писателем, оставившим после себя глубочайшие труды по еврейской мистике.

15. Этот корень:שרה .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>