Распространение источников Каббалы

Аризаль объяснял, что с приближением Мессианской эпохи распространение каббалы станет необходимым. По его словам: «Это мицва (заповедь) – раскрывать эту мудрость теперь»16. В этом состоит утверждение Зоара, что «с этой книгой (Зоар) они выйдут из галута (изгнания) с милостью»17. Изучение внутренних аспектов Торы, открывающееся в Зоаре, дает силу предотвратить тяжелые травматические события, которые иначе произойдут при переходе из нашего современного состояния сознания к сознанию мессианской эпохи. Все же Аризаль ставил определенные условия для желающих изучать каббалу18.

Бааль Шем Тов отстаивал совершенно новый подход. После своей духовной встречи с душой Машиаха, Бааль Шем Тов узнал, что освобождение может произойти, если источники его учения распространяться до самых отдаленных краев19. Впоследствии Бааль Шем Тов объяснял, что выражение «отдаленные края» особенно относится к тем евреям, кто до сих пор не рассматривался как достаточно чистый, чтобы учить каббалу. Очевидно, распространение источников каббалы до «самых краев», в частности, имеет в виду каждого еврея, независимо от его уровня. И не только это. Даже неевреи, ищущие мудрость каббалы, чтобы участвовать в освобождении, в силу своего сочувствия и милосердия, могут учить мудрость, которая им подходит20. Для тех, кто стремится к мудрости каббалы, чтобы раскрыть свой потенциал и служить достойным целям в мире, больше нет никаких ограничений для изучения каббалы.

Хасидут (в наше время) – последняя ступень в раскрытии каббалы. Его интерпретационные парадигмы позволяют нам понять и усвоить учения Зоара и Аризаля, чего никогда не было до сих пор. То, к чему теоретически склонялась каббала Рамака и Аризаля, хасидут осуществляет и прямо приводит изучающего каббалу к познанию Божественного. Хасидут открывает внутреннею сущность Божественного так, что ее могут пережить даже те, кто далек от Всемогущего. Он объясняет каббалу каждой личности, еврею, или нееврею, мужчине и женщине, молодому и старому в равной степени.

По этим причинам, настоящая книга о каббале написана с точки зрения хасидута. Это сразу очевидно по структуре книги. Одна из наиболее основных моделей в каббале Бааль Шем Това – это Миры, Души и Божественное (что параллельно трехчастной модели Ари: сосуды, искры и светы). Поэтому книга делится на три части, отражающие трехмерную модель.

Часть I служит введением в мир каббалы. Тора и каббала, в частности, составляют мир традиции и мудрости. Вступая в этот мир, первое, что нужно сделать, – определиться. Мы привели в этом введении начальные понятия, но для правильного начала, чтобы чувствовать себя спокойно и определить свой путь, необходимо не просто знать, что составляет мир каббалы, но также знать, где проходят его границы. Поэтому часть I сосредоточена не только на вопросе, что есть каббала, но также на не менее важном вопросе, что каббалой не является.

Часть II рассматривает главные сущности каббалы: сфирот и их практические эквиваленты. В этой части объясняется более детально, как каббалистические модели формулируются и применяются, и как их изучение меняет наше представление о нас самих и окружающем мире.

Часть III посвящена пониманию Божественности. Здесь мы применим многое из того, что уже узнали, для анализа Имен Бога на четырех различных уровнях. Имена Бога и их значения формируют основу любой каббалистической медитации. В последней главе мы объясняем, как возможно видеть Божественность и устанавливать необходимые отношения с Творцом в каждый момент своей жизни.

16. Тания, Игерет а-Кодеш 26.

17. Зоар III, 124b.

18. Со стороны учителя – это, действительно, мицва открыть скрытое учение, но только тем, кто удостоился сделать эти знания частью своей жизни. Описание того, что требуется от достойного ученика, приведено даже во введении к книге по каббале Аризаля, как видно из начала классического текста Эц Хаим (Древо Жизни).

19. В письме к шурину рава Гершона Китовера, Кетер Шем Тов, 1. См. также введение к книге «Еврейские буквы».

20. В частности, те учения, которые концентрируются на процессе творения и Божественном Провидении. См. Kabbalah and Meditation for the Nations (Каббала и Медитация для всех).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>