Мудрость и пророчество

В отличие от практической, тра­диция умозрительной каббалы дает наилучшие средства для достижения Божественного знания, оперируя в об­ласти интеллекта.

Объясняется в каббале, что возможности внутренней рефлексии исходят из области душ, иерархически превосходящей область ангелов13 (из которой исходят силы, извлекаемые с помощью практической каббалы).

В соответствии с каббалой, цель творения состоит в том, чтобы у Бога было «место проживания в нижних ми­рах»14. Каббала стремится обеспечить это, проводя Боже­ственный свет последовательно через более плотные каналы мысли, чувства и действия, и оттуда во всю материальную реальность. Действуя в сфере сознания, умозрительная каббала стремится учесть каждый из бесконечных оттен­ков Божественности внутри творения. Хотя Божествен­ность есть во всем, без упражнения нашего разума по­средством изучения каббалы, чтобы почувство­вать Божественность, мы остаемся, по существу, сле­пыми.

Вознесение мысли до того, что она становится со­судом, достойным Божественной мудрости и знания, яв­ляется вершиной духовного постижения.

По этой причине каббала стремится к мудрости, имеющей некоторое преимущество даже над таким выс­шим состоянием просветления как пророчество. По своей природе, пророчество выходит за пределы обычного опыта, чтобы достичь святости. А мудрость под­нимает обычное бытие в область святости. Преимуще­ство мудрости над пророчеством, как пути к просветле­нию, ясно из изречения мудрецов: «Знающий – больше пророка»15.

Профетический опыт, удивительно живой в своем воображении, далек от нормативного здесь-и-сейчас чув­ственного опыта, поэтому остается, по существу, непо­стижимым и загадочным для других. Через пророчество мы можем ближе всего подойти к Божественной мысли без необходимого силового давления на себя или на творение в целом. А мудрость служит выражению наших глубочайших переживаний Бога и мира в терминах обычного сознания, поэтому ее могут воспринять и понять.

Единственным человеком, для которого мудрость и пророчество соединялись в едином потоке просветления, был Моше16. Он был способен получать пророчество, в то же время полностью владея своими обычными спо­собностями, и поэтому он дает наиболее существенный пример очищенного сознания. Моше был мудрейшим из людей, и наиболее соответствующим Божественности – величайшим из пророков. Единственным человеком, кто мог, так сказать, встретиться с Богом на полпути к вершине горы.

Каббалистическая традиция, основанная на пророческом опыте патриархов и мудрецов, постоянно развивалась в сторону передачи мудрости возможно большему кругу людей. Провиденциальный план состоит в том, чтобы мы стремились оказать максимальную помощь Богу (это Его желание, чтобы мы, так сказать, утверждали Его) и творению в развитии духовного сознания, прочно установленного в физической реальности. Этот план явно выражен в многочисленных высказываниях Танаха. Например, Ишайя говорит: «Земля наполнится знанием Бога, как море водами… воочию увидят возвращение Бога в Сион».17

Каббала, структура, внутри которой евреи на протяжении всей истории развивали свое уникальное понимание реальности, представляет и пророчество, и мудрость. Это наглядно отражено в гематрии, численном значении слова, выявляющем его глубокое значение18. Гематрия слова «каббала» (קבלה) – 137, равно сумме значений  слов «мудрость» (חכמה), 73 и «пророчество» (נבואה), 6419.

С помощью мудрости каббалы, мы научаемся слышать то, что Израиль видел на горе Синай20. Тогда мы полностью осознали значение этого видения, и мы снова начнем видеть Бога, но всем нашим естественным и полным восприятием, и не только временно, а навсегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>