В отличие от практической, традиция умозрительной каббалы дает наилучшие средства для достижения Божественного знания, оперируя в области интеллекта.
Объясняется в каббале, что возможности внутренней рефлексии исходят из области душ, иерархически превосходящей область ангелов13 (из которой исходят силы, извлекаемые с помощью практической каббалы).
В соответствии с каббалой, цель творения состоит в том, чтобы у Бога было «место проживания в нижних мирах»14. Каббала стремится обеспечить это, проводя Божественный свет последовательно через более плотные каналы мысли, чувства и действия, и оттуда во всю материальную реальность. Действуя в сфере сознания, умозрительная каббала стремится учесть каждый из бесконечных оттенков Божественности внутри творения. Хотя Божественность есть во всем, без упражнения нашего разума посредством изучения каббалы, чтобы почувствовать Божественность, мы остаемся, по существу, слепыми.
Вознесение мысли до того, что она становится сосудом, достойным Божественной мудрости и знания, является вершиной духовного постижения.
По этой причине каббала стремится к мудрости, имеющей некоторое преимущество даже над таким высшим состоянием просветления как пророчество. По своей природе, пророчество выходит за пределы обычного опыта, чтобы достичь святости. А мудрость поднимает обычное бытие в область святости. Преимущество мудрости над пророчеством, как пути к просветлению, ясно из изречения мудрецов: «Знающий – больше пророка»15.
Профетический опыт, удивительно живой в своем воображении, далек от нормативного здесь-и-сейчас чувственного опыта, поэтому остается, по существу, непостижимым и загадочным для других. Через пророчество мы можем ближе всего подойти к Божественной мысли без необходимого силового давления на себя или на творение в целом. А мудрость служит выражению наших глубочайших переживаний Бога и мира в терминах обычного сознания, поэтому ее могут воспринять и понять.
Единственным человеком, для которого мудрость и пророчество соединялись в едином потоке просветления, был Моше16. Он был способен получать пророчество, в то же время полностью владея своими обычными способностями, и поэтому он дает наиболее существенный пример очищенного сознания. Моше был мудрейшим из людей, и наиболее соответствующим Божественности – величайшим из пророков. Единственным человеком, кто мог, так сказать, встретиться с Богом на полпути к вершине горы.
Каббалистическая традиция, основанная на пророческом опыте патриархов и мудрецов, постоянно развивалась в сторону передачи мудрости возможно большему кругу людей. Провиденциальный план состоит в том, чтобы мы стремились оказать максимальную помощь Богу (это Его желание, чтобы мы, так сказать, утверждали Его) и творению в развитии духовного сознания, прочно установленного в физической реальности. Этот план явно выражен в многочисленных высказываниях Танаха. Например, Ишайя говорит: «Земля наполнится знанием Бога, как море водами… воочию увидят возвращение Бога в Сион».17
Каббала, структура, внутри которой евреи на протяжении всей истории развивали свое уникальное понимание реальности, представляет и пророчество, и мудрость. Это наглядно отражено в гематрии, численном значении слова, выявляющем его глубокое значение18. Гематрия слова «каббала» (קבלה) – 137, равно сумме значений слов «мудрость» (חכמה), 73 и «пророчество» (נבואה), 6419.
С помощью мудрости каббалы, мы научаемся слышать то, что Израиль видел на горе Синай20. Тогда мы полностью осознали значение этого видения, и мы снова начнем видеть Бога, но всем нашим естественным и полным восприятием, и не только временно, а навсегда.