Все души интуитивно понимают, что есть более глубокая реальность, чем та, которую можно воспринимать пятью телесными чувствами. Еврейская душа особенно полна желанием и потребностью контакта с невидимыми, скрытыми аспектами реальности.
Очень часто материальный мир и первое впечатление, которое евреи иногда получают в отношении религии, выражают ошибочную идею о невозможности достичь скрытых аспектов реальности. В результате, некоторые сдаются и становятся бесчувственными, пораженные банальностью физического существования.
Однако наше время свидетельствует о множестве ищущих, которых не так легко отвлечь от основной потребности души – искать внутренний смысл жизни и реальности, искать Самого Бога.
Когда такие ищущие слышат впервые о том, что иудаизм обладает внутренним тайным учением, называемым каббала, они сразу увлекаются этим. Их не надо убеждать, что в прошлом были люди, подобные им, – души, которые искали и находили истину, и выражали свои откровения под именем Каббалы. Для них естественно рассматривать эти знания и мудрость как путь, который поможет им найти Бога.
Те, кто прежде не осознавал, что иудаизм, еврейская традиция обладает душой, теперь начинают понимать, что заблуждались в этом отношении, не понимали, что это живой организм, обладающий и телом, и душой.
В основном течении иудаизма есть множество людей, которые верят и счастливы, изучая только тело Торы, и это хорошо само по себе. Но если евреи, далекие от Торы и ее заповедей, вынуждены переформулировать свое отношение к традиции, их нужно воодушевить, дав попробовать вкус правды столь глубокий и сладкий, что о его существовании внутри иудаизма они никогда не подозревали. Поэтому часто каббала – лучший путь, чтобы пробудить еврейские души вернуться к их истинным корням.
При возвращении к Торе через каббалу, очень важно учить и получать каббалу из подлинного источника. Бывает, что трудно найти подлинный источник, будь-то учитель или институт каббалы для обучения начинающих. Здесь хасидизм заполняет брешь. Например, Хабад принимает всех начинающих и предлагает учение, полностью укорененное в каббале, основанной на модели, введенной Бааль Шем Товом и развитой лидерами Хабада.
Классическая каббала обсуждает и анализирует со многими подробностями, тайны творения, некоторые из которых очень абстрактны. Применение этих учений к реальной жизни составляет то, что хасидизм добавляет к классическим работам по каббале. Он связывает тайны творения с предназначением души на этой земле и моральным, практическим усовершенствованием человека (которое в каббале называется тикун, или исправление). В наше время лучше начинать изучение каббалы с персональной и вдохновляющей перспективы, которые предлагает хасидизм.
В книге Псалмов сказано: «Вкусите и увидите, что добро – Бог»10. Когда кто-либо приходит учить каббалу, или реально некоторую тему, сначала нужно дать ему некоторое представление (вкус) об этой теме. Недостаточно просто говорить, или писать, или читать о чем-либо. Учитель каббалы должен выразить внутреннюю мудрость так, чтобы изучающий смог почувствовать вкус темы, познать ее смысл. Значит, каббала должна быть представлена аутентично (чтобы полностью соответствовать источникам), с одной стороны, и в то же время использовать выражения, язык и практические указания, подходящие для данной аудитории. Учитель добьется успеха, если изучающий сможет не только вобрать в себя свет, благо и сладость каббалы, но также передать это другим.
Примечания
10. Теилим, 34:9.