Слово Каббала стало термином, относящимся к огромной области мистической мысли и практики, известной и записанной как часть еврейской традиции. Общепринятое использование этого термина относится к концу 12-го века. До этого мистические учения в иудаизме назывались иначе1.
Обычно каббала переводится как «полученная традиция»2. В этом смысле слово каббала отражает непрерывность традиции, передаваемой из поколения в поколение. Но исходно, в Торе3, слово происходит от глагола, означающего «сопоставлять». Можно спросить: Какое сопоставление имеет отношение к мистицизму?
Короткий ответ: все, что мы знаем о мире, мы знаем благодаря сопоставлениям. Мы проводим аналогии или соответствия между вещами, с которыми знакомы, и теми, с которыми незнакомы.
Особенно это верно, когда предметом нашего изучения являются скрытые, тайные аспекты реальности. Чтобы понять, что является причиной нашей реальности и управляет ей, мы должны сначала понять основные мистические модели и узнать, как правильно применять их к любой жизненной ситуации.
Основанием для использования сопоставлений является сущностное единство творения и единственного Божественного корня, из которого происходит все. Если Творец не полное Единство, сущность Единства в Себе, мы не могли бы оправдать сопоставления и пришли бы к ошибочному пониманию скрытой природы нашей реальности4. Каббалистическая методология (теоретическая и практическая) основана на построении соответствий между открытыми и скрытыми аспектами реальности5. Правильный анализ реальности, основанный на традиционных каббалистических моделях, позволяет нам понять прошлое, настоящее и будущее этой реальности. Мы можем понять, что вызвало процесс творения, как управлять смыслом и движением существующей реальности, и осознать будущие возможности, которыми эта реальность обладает.
Возможность воспользоваться Божественными моделями, данными нам пророками, и правильно применять их зависит от нашей нерациональной восприимчивости к
неотъемлемому и абсолютному Единству Бога.
Каббала, в смысле «полученной мудрости», относится к учению, передающемуся из поколения в поколение, чтобы увеличить наше восприятие Божественного Единства. Поэтому каббала сосредоточена на Божественном и Его отношениям с нами. Она открывает глубочайшие тайны о Творце, созидательной силе, первоначальном плане творения, устройству Его Божественного царства и о путях Его Провидения на земле.
Хотя в предыдущих поколениях изучение каббалы было доступно лишь немногим избранным, святой раби Ицхак Лурия, Аризаль, учение которого преобладает в каббале, утверждал, что в поколениях перед приходом Машиаха изучение каббалы будет разрешенным и даже обязательным, чтобы раскрыть миру скрытую мудрость Торы. Раби Исраэль Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, писал также, что распространение тайн Торы «до крайних пределов» сделает возможным приход Машиаха, и конечное видение исправленного мира станет реальностью6.
Примечания
1. Например, в Талмуде используется термин Ситрей Тора, «Тайны Торы» (Хагига 13а; Псахим 119а); Таамей Тора, «Основания Торы» (там же); Маасе Берешит, «Действия Творения» (Хагига 11б); Маасе Меркава, «Действия Колесницы» (Брахот 21б; Шабат 80б; Хагига – там же, и в др. местах). Более подробную информацию об этих четырех частях эзотерической традиции см. Раби Йосеф Иргас (1685 – 1730), Шомер Эмуним (а-Кадмон).
В постталмудических источниках эзотерическая традиция называется: Внутренняя Мудрость (chochmah penimit), Истинная Мудрость (chochmat ha`emet), Скрытая Мудрость (chochmah nistarah), и Тайна (sod). См., например, раби Меир ибн Габай (1480 – 1540), Аводат а-Кодеш, часть 2, гл.13.
2. Видимо, впервые слово «каббала», в значении эзотерическая традиция Торы, появилось у раби Элиэзера из Вормса (более известного как Рокеах, около 1165 – 1230). До этого, в талмудической литературе, под «каббалой» понимали части Танаха (Пророки и Писания), а также устную традицию Торы (Мидрашим и Мишну).
3. Шмот (Исход) 26:5, 36:12.
4. В данном случае наука пользуется подобными аргументами, чтобы оправдать свою веру (а это вера, раз нет доказательства истинности утверждения) в то, что физические законы, управляющие нашим миром, повсюду одинаковы, что означает происхождение всего мира из единого источника. Научное понятие парсимонии, как эта вера называется (известное также как принцип «бритва Оккама»: не умножать сущностей без необходимости – прим. пер.), зависит от неотъемлемого Единства Бога. Хотя наука до сих пор не определяет понятие «свободы воли» и каким образом воля влияет на отношения с Творцом, человек обладает силой влиять и даже изменять сами законы, управляющие реальностью.
5. Как обсуждается в гл.4, основной элемент каждого каббалистического сопоставления есть модель, или образец, называемый парцуф.
6. Из письма шурину рава Гершона Китовера, приведенного в Кетер Шем Тов, 1. См. также введение в книге «Еврейские буквы».