Каббалистическая медитация.

В соответствии с каббалой, наш разум – посредник между душой и реальностью. Нас постоянно атакуют стимулы и ощущения, приходящие из внешнего мира. Разум обрабатывает этот поток ощущений и определяет, какие учесть, затем сортирует и устанавливает их важность, и, наконец, решает, какой ответ и на какие стимулы является подходящим, основываясь на прошлом опыте или установке.

Работа нашего разума определяет, как мы относимся к нашему состоянию. Чтобы использовать время, мы должны обеспечить разум соответствующими знаниями о процессах, происходящих в реальности, думать о них и устанавливать связь с ними.

Формирование наиболее полезных и практичных представлений является основной целью еврейской медитации, по мнению каббалы. С помощью медитации мы обучаем неконтролируемый разум мыслить в терминах образов истинных и основанных на Торе. Используя медитацию на более глубоких уровнях абстрагирования, мы достигаем более глубоких аспектов нашего разума и воздействуем на них. Так постепенно меняем самих себя и способы реагирования на мир вокруг и внутри нас.

Для этого опытный медитирующий использует всю еврейскую литературу, библейскую и талмудическую, мидраши, каббалу, раввинистическую и хасидскую, еврейскую философскую и этическую литературу. Мудрость, содержащаяся во всех этих источниках, служит для обогащения прочного основания его воображения, способности к ассоциациям, и порождает постоянно развивающееся, многомерное видение реальности. Более того, рассматриваемая в контексте Торы, эмпирическая информация может также потребоваться для той же цели.

Медитация является глубинным размышлением о понятиях и истинах, чтобы вполне осознать эти понятия и чтобы установить возможности их применения к нашей индивидуальной жизни. Медитация усиливается через проговаривание или прослушивание слов Торы (если возможно, на еврейском языке, языке творения) и одновременную визуализацию букв, рассматривая их как драгоценные камни.

В соответствии с каббалой, когда мы правильно медитируем, наши сердца возносятся, отвергая физические цели, эгоистические интересы, ложь и пустоту, которые отравляют нашу жизнь. Мы отказываемся от иллюзорных состояний бытия и обращаемся к единственной истинной реальности – к Богу.

Как и с другими человеческими достижениями, успешная эффективность любой медитации является даром свыше. Однако мы обладаем свободой выбора и должны использовать ее максимально, чтобы заслужить этот дар. В медитации мы ищем Бога из глубин нашего сердца, и Он дает нам возможность найти Его.

Многие начинающие ошибочно представляют медитацию как попытку отвергнуть и таким образом превзойти нормативные умственные процессы. Часто это происходит с теми, кто прибегает к нечистым медитативным практикам, укорененным в идолопоклонстве, язычестве или связанным с отрицанием  Бога.

Каббалистическая медитация, однако, не отрицание или разрушение, скорее, построение. Действительно, слово «медитация» – `итбоненут – происходит от корня слова ливнот, означающего «строить»21.

Вот один из примеров медитации22, который демонстрирует, как это работает. Те, кто пробовал другие практики, сразу почувствуют различие.

Эта медитация состоит в построении воображаемого, медитативного пространства в форме внешнего куба  – огражденного святилища, в котором можно молиться, т.е. вступать в активный диалог с Богом.

Шесть сторон или стен этого духовного святилища медитативно выстраиваются в соответствии с шестью Обязанностями Сердца, упомянутыми выше и следующими23 :

• вера в Бога и Его провидение

• отрицание каких-либо других богов

• вера в то, что Бог – абсолютно Един

• любовь к Богу

• страх перед Богом

• защита разума от негативного влияния

Используемые в качестве стен нашего святилища, эти заповеди создают пространство, в котором может утвердиться постоянное и непрерывное осознание Бога.

Начиная эту медитацию, мы представляем себя находящимися в святилище, потолок которого есть присутствие Бога (1), пол – отрицание любых других богов (2), передняя стенка – абсолютное единство Бога (3), правая стенка – любовь к Богу (4), левая стенка – страх перед Богом (5), и задняя стенка – стража, охраняющая разум от негативных мыслей (6).

Порядок этой медитации следует логике причинно-следственных связей: сначала мы осознаем, что есть Бог, и это приводит нас к отрицанию любых ложных богов. Добившись этого осознания, мы видим Бога во всем (или как все), что приводит нас к любви к Богу, любовь порождает страх отделения от Него. Этот страх и побуждает нас защищаться от сбивающих и отвлекающих влияний.

Когда умозрительное святилище уже построено и понятия  вполне усвоены, классический способ продолжения медитации состоит в том, чтобы размышлять перед молитвой, пытаясь осознать и установить связь с Божественным содержанием этих понятий, и используя их как способ обогащения наших постоянно обновляющихся и развивающихся персональных отношений с Всемогущим.

Но указанное построение содержит больше, чем скелет структуры. В конечном счете, каббалистическая медитация поднимается, шаг за шагом к уточнению и осмыслению понятий, которые усиливают и наделяют красотой основные структуры. Каждый уровень медитации добавляет своим особым способом нечто новое к общему потенциалу медитации и к ценности ее поразительной красоты. Это, конечно, возвышает представление о красоте самой Торы, что служит для усиления эффективности воздействия медитации на нашу душу, разум и, вообще, жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>