К этой категории принадлежит большинство каббалистических текстов, доступных и отпечатанных. Эти тексты начинают объяснять процесс, благодаря которому область сотворенного развилась в автономное бытие по воле бесконечного Творца. В них детально разрабатывается также вопрос о природе взаимодействия между творением и Божественным источником, из которого творение появилось.
На более глубоком уровне умозрительная каббала исследует даже сложную природу самой Божественной реальности – в частности, парадокс: Бог неизменен, и все же активен и реагирует в Своих отношениях с творением.
Умозрительная традиция также охватывает различные медитативные техники, часто и ошибочно принимаемые за практическую каббалу. Эти техники используются для размышления о Божественном подтексте реальности и включают рассмотрение Божественных Имен, различных перестановок букв еврейских слов и способы, которыми десять сфирот – проявления Божественного света и энергии – сочетаются и взаимодействуют. Некоторые древние формы каббалистической медитации действительно приводят к мистическому опыту пребывания в высших духовных палатах или мирах.
Посредством медитации и концентрации на Божественных соединениях, происходящих в высших мирах во время молитвы, достойный каббалист, несомненно, притягивает свет и благословение в нашу физическую реальность. На его молитвы отвечают, и их результаты проявляются. Он меняет все к лучшему. Но это, однако, не является практической каббалой. В действительности каждый хороший поступок праведного человека – необязательно каббалиста – кроме мгновенного притяжения Божественной энергии в реальность, изменяет также естественный порядок вещей к лучшему.