Подход к изучению каббалы

Есть множество вводных текстов, цель которых научить тайнам каббалы. К несчастью, не все их можно рассматривать как подлинные, а многие из них, фактически, вводят в заблуждение. Более того, изучая английский текст, следует помнить, что перевод еврейских (или арамейских) терминов не может быть точным. Трудноуловимые значения и подразумеваемые предположения, выраженные в этих терминах, можно понять только на исходном еврейском языке – языке творения11.

Кроме вопросов терминологии, трудности могут возникнуть из-за существенной разницы между подходом к чтению и изучению в западной культуре и совсем другим подходом Торы и каббалы. Западная культура считает целью изучения – приобретение знаний, или, по меньшей мере, получение информации. При чтении или просмотре текста установка обычно состоит в том, чтобы извлечь полезные моменты и двигаться дальше. В противоположность этому, Тора указывает, что цель учения – самосовершенствование, улучшение наших черт характера и поступков. С помощью учения мы стремимся приблизиться к Богу, зная, что это возможно, только если мы перенимаем Его свойства, как говорят мудрецы: «Как Бог милосерден, также и ты должен быть милосердным»12.

Как указано выше, каббала, прежде всего, – изучение Бога. Когда мы погружаемся в изучение Божественных тайн и атрибутов с чистым сердцем, день за днем и час за часом, мы этим лишь очищаем себя. Но этот процесс создает петлю обратной связи: чем больше мы изучаем каббалу с правильным намерением, тем лучше понимаем проявления Бога в мире и стремимся имитировать Его качества. Чем больше очищаем наши свойства, подражая Богу, тем сильнее ощущаем Божественное Присутствие в творении и поэтому лучше можем понять внутренние аспекты реальности и почувствовать Бога в творении, как это обнаруживается в результате наших занятий.

Когда душа соединяется с мистической мудростью, вся наша жизненная структура меняется – от сознания до эмоций сердца и каждой черты нашего поведения.

Наиболее важно, что изучение каббалы зависит от преданности и искреннего желания сердца изучающего. Это и есть предварительное условие: искреннее желание сердца приблизиться к Богу. Кроме того, изучение зависит от откровения сверху. Через все поколения все больше и больше раскрывается мистический план. Конечное откровение, зависящее только от искренности нашего желания приблизиться к Богу и объединиться с Богом, – это откровение, предсказанное для эпохи Машиаха, которая, как объясняет хасидизм, очень близка.

Примечания

11. Действительно, есть сущностная связь между каббалой и еврейским языком. Фактически, самый ранний каббалистический текст Сефер Йецира является также первым текстом по еврейской грамматике.

12. Иерусалимский Талмуд, Пеа 1:1 (3а).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>